Рэп. Стереотипы. Журналисты. Просто добавь сарказм.
Гоголь, Николай Васильевич, рэп не слушал. Мне так почему-то кажется. Но, тем не менее, лично мои эмоции, возникающие при чтении молодежных газет/журналов, которые пишут о рэпе, мало что в нем смысля, Николай Васильевич охарактеризовал очень емко и кратко: «смех сквозь слезы».
Факт: более-менее грамотные мнения о рэпе можно найти либо на страницах специализированных изданий, которых у нас в России раз-два и обчелся, либо в Интернете, причем, постольку поскольку и издания, и сайты как правило тесно сотрудничают с определенными лейблами, то и события росрэпа ими освещается достаточно однобоко. Впрочем, речь сейчас не о российской хип-хоп журналистике, находящейся ныне в стадии становления, и, кажется, не собирающейся покидать эту стадию, а о том, как «профессионально» пишут о рэпе популярные издания, уже благополучно стадию становления преодолевшие и имеющие немалую аудиторию.
Популярные журналы о рэпе писать не умеют. Причем это касается и достаточно респектабельных изданий, вроде «Play», и молодежных листков: «Cool», «Молоток», «Seventeen» и иже с ними. Кстати, жаль, что большинство читающих эту статью скорее всего не разделят моих эмоций относительно оригинальной трактовки всей хип-хоп культуры в целом в девчачьих глянцевых журналах (постольку поскольку большинство читающих эту статью скорее всего не читают девчачьи журналы вообще =)) Одним словом, печатные СМИ крайне активно вносят свою лепту в неправильном понимании музыки обывателями – ведь о рэпе, как и о любой другой субкультуре, проще всего написать по сложившимся стереотипам: и борзописец не заморачивается, и обыватель доволен – он все это уже знает, уже слышал, уже понял.
Одно из немногих рязанских изданий, ориентированных на молодежную аудиторию, «Поколение Р», взялось осветить прошедший в конце теперь уже минувшего 2005го года фестиваль «Золотой Гагарин» - многолетнюю «планетарскую» традицию. Далее – фрагмент статьи Ольги Миловзоровой, опубликованной в «Поколении», и мои комментарии к особо интересным высказываниям.
Главная новинка этого года – появление у Золотого Гагарина брата-близнеца, Черного Гагарина. Произошел сей факт с легкой руки Мумис, матери-основательницы Crazy House и основоположницы популяризации рэп-музыки в Рязани.
Считать Crazy Hous`ы точкой отсчета в истории «популяризации рэп-музыки в Рязани» может только человек, начавший свое знакомство с рэп-музыкой в Рязани именно с какого-нибудь из многочисленных Крейзиков. Во-первых, я вообще сомневаюсь, что процесс «популяризацией рэп-музыки» уже стартовал, во-вторых, если не обращать внимания на сомнения, началом этого мифического процесса можно считать как минимум первую Твою Улицу (приезд 108-го уже немалого стоит), которая прошла гораздо раньше, чем Планетарий начал превращаться в рэпперский «Дурдом».
Так что первый день фестиваля оказался практически черным – из порталов неслась почти-черная музыка, ребята на сцене читали почти-черный рэп, танцпол почти-по-черному пританцовывал под четкий бит и периодические «Йоу!», среди присутствующих периодически мелькали почти-черные лица…
А здесь, дети, мы видим целую палитру общераспространенных стереотипов о рэпе, излюбленных журналистами. Как же можно писать о ниггерской культуре, не использовав при этом прилагательное «черный»! НО! Но, видимо, дабы подчеркнуть, что, мол, рязанский рэп у нас еще сааавсем маленький, до риал ниггаз ему еще расти и расти…Словом, господа, мы с вами все «почти-черные». Хотя формулировка «почти-черная музыка» мне все же не совсем понятна. Если автор имела в виду цвет кожи исполнителей, чьи песни крутились во время данса, то музыка самая что ни на есть черная, безо всяких местоимений меры и степени! А уж про «Йоу!» я вообще молчу… Элементарное стремление к оригинальности уже практически не позволяет акулам пера употреблять это словечко в качестве подробной характеристики рэп-музыки…
Разношерстная масса слушателей и выступающих забавляла и вызывала недоумение – камуфляжи и лисьи шубы, спортивные куртки Abidas [это не опечатка! – прим.Флай] и гламурные миниюбки, широченные джинсы и пафосные шляпки. Впрочем, внешний вид выступающих с завидным постоянством компенсировал убогость музыкального сопровождения…
Вот здесь практически целиком и полностью соглашусь с Ольгой и – в который раз! – горько посетую на качество рязрэпа. Хотя лисья шуба там была всего одна, причем к ней прилагались две мини-юбки. Мини-юбки что-то убого считывали, лисья шуба пафосно циркулировала по сцене, изредка что-то поддакивая. Проигнорирую политкорректность: трио по консистенции и внешнему виду напомнило сутенера с двумя шлюхами. Хотя мини-юбки относительно неплохо танцевали. Вот и шли бы в танцовщицы. Зачем рэп-то читать лезть?!
…Время от времени создавалось впечатление, что между группами шел негласный конкурс, кто у кого больше нас**здит сэмлов. С рязанской сцены неслись Coolio, P.Daddy, Enigma и многие другие.
Видимо, автор мало наслышана о том, что использование сэмплов в рэпе – нормальное дело и плагиатом как таковым не считается. На то они и сэмплы. Хотя, действительно, некоторые команды внаглую использовали инструменталы западных звезд. Только Паффика теперь зовут P.Diddy…
На фоне этого безобразия отдельные коллективы, выходящие с полностью авторской музыкой и битом, разбавленным неворованными темами, смотрелись патриархами рэпа.
Во-первых, коробит формулировка «авторские музыка и бит» (думается, здесь автор просто не смогла идентифицировать использованный при создании минуса сэмпл), во-вторых, непонятно, как музыка и бит могут быть РАЗБАВЛЕНЫ темой, да еще и неворованной. Споры о том, что важнее в рэпе – стиль, смысл или звучание – ведутся уже давно, но я впервые слышу, что тема – текст! смысл! – всего лишь «разбавляют» бас, бит и компанию…бесплатное приложение, так сказать… Бред.
Первая и единственная мысль, вынесенная с первого дня «Гагарина»: «Да уж, Gienas Clan, действительно, лучшие. И лучшими будут еще долго! На пятки им даже наступить некому».
Странно, что эта мысль оказалась у автора первой: Гиены в тот день выступали последними. Может, девушка вообще пришла к концу и не видела всего, что было до выступления «действительно лучших»? И про пятки высказывание тоже чересчур уж смелое. Особенно учитывая то, что ни одного конкретного имени\названия Ольга не называет. Можно было бы хотя бы афишу изучить: там достаточно участников перечислялось.
Резюмирую. Единственное, в чем я практически полностью согласна с журналисткой «Поколения Р» - качество рязрэпа оставляет желать лучшего (теперь скажите, для кого это стало новостью? =)) Все остальные выводы в большинстве своем навеяны сложившимися и укоренившимися в нашем «белом» обществе стереотипами о «черной» музыке, почему-то всегда воспринимаемой как нечто инородное. Со стереотипами проще. Думать не надо – и так уже давно придумали, с радостью поверили, так чего напрягаться-то, анализировать… Просто добавь сарказм, покажи, что, мол, не наше это все, а заморское, «почти-черное» - и пожалуйста, очередной шедевр публицистического жанра на столе у главреда.
Опубликовано 15.01.2006
(СТАТЬЯ ОТСЮДА
http://hip-hop.ryazan.ru/articlz/?do=text&about=pokolenier)
Сообщение отредактировал S-m-a-r-t - 14.04.2006, 16:51